17.11.2008 | Служба новостей Росфирм

Кризис в помощь: российские шинники могут укрепить свои позиции

Кризис в помощь: российские шинники могут укрепить свои позиции

Мировой финансовый кризис докатился и до российского шинного рынка. После нескольких лет роста в 2008 году продажи легковых покрышек впервые за несколько лет рискуют сократиться. Но зато у российских производителей могут появиться шансы немного отыграть позиции, потерянные из-за экспансии иностранных производителей. В первую очередь могут сократиться продажи в самом доходном премиальном сегменте, в котором российские шинники не присутствуют. Но за счет этого увеличится доля более дешевых сегментов, откуда при этом будут вытесняться импортеры, в первую очередь китайские и корейские. Это место и могут занять российские шинники.

Как рассказал РБК daily замгендиректора «Сибур - Русские шины (РШ)» Игорь Караваев, российский рынок шин уже ощутил влияние мирового финансового кризиса. «В частности, сокращаются объемы производства шин, в большей степени для легкового транспорта», - отмечает он. Напомним, что сейчас из-за отсутствия оборотных средств полностью остановлено производство на заводах «Амтел-Поволжье» и «Амтел-Черноземье», входящих в шинный холдинг Amtel-Vredestein. Помочь Amtel-Vredestein могло бы слияние с «Сибур - РШ», но в сентябре стороны прекратили переговоры об объединении, так как кризис помешал найти дополнительное финансирование. «Нижнекамскшина» за десять месяцев 2008 года сократила производство на 1,8%, до 10,2 млн штук. «Сибур-РШ» свои показатели пока не раскрывает.

В то же время Игорь Караваев отмечает, что предпосылок для тотального сокращения спроса на рынке нет. «В стране накоплен значительный парк автомобилей, - поясняет он. - И отказ от их эксплуатации видится маловероятным». По оценке руководителя группы по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young Ивана Бончева, российский автопарк превышает 30 млн легковых автомобилей и 14 млн грузовых. Даже несмотря на возможное резкое падение продаж новых автомобилей, их значимость для шинного рынка не так велика. «Продажи шин в значительной степени ориентированы на вторичный рынок, - говорит эксперт. - Конечно, потребители будут ориентироваться на более дешевые решения, что приведет к сокращению доли премиального сегмента в сторону более дешевого».

Как ранее ожидалось, по результатам 2008 года на премиальный сегмент А должно было прийтись около 40% продаж, а сегменты В и С должны были довольствоваться совокупной долей менее 60% приблизительно в равных пропорциях. Однако теперь эксперты считают, что доля сегмента А составит не более 35%. При этом в 2009 году, при сохранении кризисных тенденций в экономике, доля премиум-сегмента может снизиться уже до 30%. Спрос в основном переместиться в сегмент В. По итогам 2008 года на него придется около 34% продаж, а в 2009 году - уже 37%, тогда как доля сегмента С предположительно составит 32% в 2008 году и 33% в 2009-м.

Ожидаемая переориентация потребителя на средний ценовой сегмент должна благоприятно сказаться прежде всего на рыночной позиции российских производителей шин. Дело в том, что премиальный сегмент А уже давно плотно оккупировали иностранные производители, такие как Goodyear, Continental, Мichelin, Nokian. При этом основные конкуренты российских шинников в сегменте В, в первую очередь южнокорейские Kumho, Hankook, Nexen, а также тайваньская Maxxis, рискуют потерять завоеванные позиции из-за угрозы девальвация рубля. В Nokian, Мichelin и Amtel-Vredestein вчера воздержались от рыночных прогнозов.

По мнению Ивана Бончева, основное, что должны сделать производители шин, - это увеличить привлекательность сервисных центров и сетей продаж. «Они будут привлекать потребителя в условиях кризиса за счет дополнительных услуг, машины станут меньше покупать, а значит, будут больше уделять вниманию ремонту и обслуживанию», - говорит он.

Источник: РБК