25.06.2013 | Служба новостей Росфирм

Инновационные вузы в России: «нет» догоняющему образованию

Похоже, что все российские города в этом месяце состоят сплошь из знойной жары и красных не выспавшихся глаз выпускников и их родителей. Что не удивительно: на кону целая жизнь подрастающего поколения, ведь от количества заслуженных на ЕГЭ баллов напрямую завит то, куда и в какой вуз придется идти. Но, пока все подобные проблемы решаются с опытным репетитором по математике 10 класса и 11-го, политики создают новые: отныне выбирать вуз будет не просто, и далеко не единственным критерием будет служить результат по государственному тестированию.

Это еще к тому, что события прошлого года и так не мало выбили многих из колеи: вузы, которые под угрозой закрытия, всевозможные реформы, унизительные рейтинги и неопределенность будущего российского образования. Но наконец-то в Минобрнауки пришли к какому-то единому мнению: вузов в России не то, что бы много, - они просто «неправильные». Такие, какие работают по так называемому догоняющему образованию. То есть требования к любой профессии из года в год могут кардинально меняться, а вот учебные программы в высших учебных заведениях используются еще …летней давности. Вот и получается, что даже за те пять лет, когда студент учился, в мире произошло много чего (учитывая, насколько головокружительны темпы у сегодняшнего научного и технического прогресса), а ведь материал для академических лекций явно составлялся не с первым звонком абитуриента.

И вот такую модель «догоняющего образования», согласно недавним социологическим исследованиям, реализуют около 90% российских вузов. И ориентированы они не на подготовку настоящих специалистов, а больше на общую эрудированность студентов и попытку сделать из них «мастеров на все руки». Вот почему иногда и студентам нужен репетитор по русскому языку – настолько сложной бывает сессия по непрофильным предметам. Но в итоге выучившихся или не слишком выпускников вузов с легким сердцем отпускают в «свободное плаванье» - как-нибудь да выплывут. А вот инновационные вузы для России – это больше новинка, хотя во всем мире это и есть основная форма высшего обучения. Это когда прямо при университетах функционируют исследовательские лаборатории и студенты «гарвардов» первыми узнают обо всех открытиях, и это проектная научная деятельность учащихся, благодаря которой и развивается сама наука страны. А не те диктанты по пятидесятилетним конспектам преподавателей, которые покорно пишут сегодня российские студенты.