09.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Борис Деменков: Бежать из маршрутного бизнеса надо!»
Красноярские частные пассажирские перевозчики говорят, что их бизнесу грозит исчезновение. С октября администрация г. Красноярска выдвинула маршрутникам новое условие работы: компании должны перевозить горожан на автобусах «большого» класса. Для многих перевозчиков это означает почти полную замену автопарка. Кроме того, чиновники намерены значительно сократить число маршрутов в городе. По словам перевозчиков, если ситауция будет развиваться по предложенному властями сценарию, то им придется уйти с рынка. Еще летом администрация г. Красноярска подписала постановление «Об утверждении маршрутной сети». Согласно этой реформе общее число маршрутов сократится на треть. А парк маршруток почти полностью должен будет перейти на автобусы большой вместимости.Директор компании «Сирена» (маршруты № 29 и № 81) БОРИС ДЕМЕНКОВ уверен, что при любом раскладе нововведения «перетрясут» рынок пассажирских перевозок. Будущее многих красноярских маршрутников видится ему весьма туманным. Сам он уже готов оставить свой бизнес.
- Конечно, с одной стороны, текущие нововведения влекут за собой позитивные изменения: уйдут ненужные буквенные обозначения маршрутов, часть рейсов будет сокращена в соответствии с федеральным законодательством до 30 км - это приведет к улучшению условий труда водителей. С другой - спорных моментов в этой реформе гораздо больше.
Что вас больше всего не устраивает в нововведениях?
- Начнем с того, что изначально администрация Красноярска выбрала, на мой взгляд, неправильный подход. По заказу чиновников в Политехническом институте СФУ схему разработали в соответствии с концепцией больших автобусов. Для расчетов задали следующий параметр - «максимальное количество машин большого класса на дорогах Красноярска». А это в корне неверно. Мировой опыт показывает, что полностью отказаться от автобусов малого и среднего классов невозможно. В реформу внесли поправки, поэтому около четверти автобусного парка города составят автобусы малого и среднего классов. Но в идеале, по моим оценкам, 80% автобусов должны быть в Красноярске среднего класса, и по 10% - малого и большого классов.
Получается, что каждый перевозчик должен почти полностью обновить автопарк?
- Да, перейти на большие автобусы. А сегодня около 60% парка Красноярска - это машины малого класса. Не скажу, что это требование удивило нас. Несколько лет назад в департаменте транспорта администрации Красноярска нас предупреждали: переходите на автобусы большого класса. На тот момент мы одними из первых закупили партию больших машин - «НефАЗов». Как сегодня сменить парк, когда те большие автобусы, на которых мы уже работаем, до сих пор не окупили себя? Мы все еще рассчитываемся по кредитам. Стоимость машины большого класса в три раза выше, чем новый средний автобус, а их эксплуатация обходится в 5-6 раз дороже. К тому же в межпиковое время их наполняемость катастрофически низкая. Иногда платы за проезд не хватает даже для покрытия топливных расходов.
По новым поправкам треть сегодняшних маршрутов исчезнет. В том числе под сокращение попадает и один из ваших маршрутов. Как вы будете поступать в этой ситуации?
- Это непростой вопрос. Действительно, в соответствии с реформой к 20 сентября будут убраны 29-й маршрут, по которому ездим мы, и 46-й, близкий к нему по направленности и почти равный по протяженности. Вместо них появится 76-й маршрут, который совместит схемы движения 29-го и 46-го. Этот новый маршрут нам не достался, мы не у дел. Сейчас 23 автобуса малого и среднего классов работают на 29-м маршруте. Возможно, часть их будет направлена на предложенный нам новый 17-й маршрут («Завод медпрепаратов - ж/д вокзал»). Однако даже при таком раскладе как минимум десять машин у нас будут простаивать. Часть из них явно придется сдать на металлолом, еще часть - продать. Все эти факторы наталкивают на мысль: бежать из маршрутного бизнеса надо! В нашей компании помимо этого вида деятельности есть еще два направления - грузовые и корпоративные перевозки - мы перераспределяем собственные ресурсы. Пока я выбрал такую тактику: постепенно мы будем сворачивать направление городских пассажирских перевозок. Но не все компании способны найти альтернативы.
По вашим прогнозам, многие ли компании уйдут с рынка?
- Безусловно. Я знаю, что некоторые игроки уже сворачивают бизнес. Хотя его не так просто бросить. Ведь большинство компаний платят кредиты за новые автобусы большого класса.
Есть перевозчики, которые только подумывают о том, чтобы продать свой бизнес. Однако из-за низкой рентабельности покупателей не находится.
Как вы видите этот рынок в будущем?
- Количество перевозчиков однозначно сократится. Из более чем 80 компаний останется несколько крупных игроков. Снизится конкуренция, возможность манипулировать проездными тарифами увеличится. Немногочисленные перевозчики начнут «продавливать» более высокие цены за проезд.
Другие статьи по теме
14.07.09 Из краевого бюджета на господдержку строительной отрасли выделят 12,7 млрд рублей
05.05.09 Недвижимость обложат новым налогом
03.03.09 Оценка итогов VI экономического форума, состоявшегося в Красноярске
04.02.09 Исследование рынка рекламы: будущее за Интернетом
28.01.09 Эпоха кредитных карт осталась в прошлом
►Все статьи по теме